РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года город Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Соломиной Л.А., при секретаре Тарасовой Н.В., в участием представителя истца помощника Бузулукского межрайонного прокурора Черновой А.В., представителя ответчика АО "Оренбургнефть" - Ванюхиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пономарёвского района <адрес>, действующего в интересах администрации Пономарёвского района <адрес>, к акционерному обществу "Оренбургнефть", акционерному обществу "Поволжьенефтегазэлектромонтаж" о взыскании денежной суммы за вырубку деревьев,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пономарёвского района <адрес>, действуя в интересах Администрации МО Воздвиженский сельский совет Пономарёвского района <адрес>, обратился в суд с иском к акционерному обществу "Оренбургнефть", акционерному обществу "Поволжьенефтегазэлектромонтаж" о взыскании денежной суммы за вырубку деревьев. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту вырубки деревьев на землях муниципального образования Воздвиженский сельсовет <адрес> (далее МО Воздвиженский сельсовет) в полезащитной полосе в 1,5 км. западнее <адрес>. В ходе проверки установлено, что вырубка деревьев произведена в ** ** **** (дата обнаружения порубки: ** ** ****) акционерным обществом «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» при выполнении подрядных работ по строительству высоковольтных линий для обеспечения электрической энергией объектов публичного акционерного общества «Оренбургнефть» (далее АО «Оренбургнефть»), которые проводились по договору подряда заключенного между указанными организациями. Данная вырубка деревьев произведена без возмещения ущерба, причиненного лесам. Всего было вырублено 156 деревьев, из них 153 дерева породы береза, из которых 142 дерева являются сырорастущими и 3 сырорастутцих дерева породы тополь.
Ущерб от вырубки, составляет 380 839,71 рублей согласно расчетов размера ущерба, произведенных ГКУ «Пономаревское лесничество» на основании такс и методики исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям, деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». До настоящего времени причиненный ущерб не возмещен в полном объёме.
Действия АО «Оренбургнефть» и АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» привели к нарушению права муниципального образования Воздвиженский сельсовет на владение, пользование и распоряжение данным лесным массивом, организацию надлежащего использования полезащитной лесной полосы в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также привели к необходимости осуществления работ по восстановлению данной полезащитной полосы.
С учетом уточнения заявленных требований просит суд взыскать с АО «Оренбургнефть» и АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» солидарно в доход бюджета муниципального образования <адрес> 380 839,71 рублей за вырубку деревьев на территории МО Воздвиженский сельсовет <адрес>.
Представитель истца помощник Бузулукского межрайонного прокурора Чернова А.В. в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации МО Воздвиженский сельский совет Пономарёвского района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика АО "Оренбургнефть" - Ванюхина Т.И., действующая на основании доверенности № от ** ** ****, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Согласно представленному отзыву, прокурор по предъявленному иску должен представить доказательства того, что действия ответчика являлись противоправными, то есть, совершены в нарушение конкретных требований лесного законодательства. Документального подтверждения проведения проверки и оформления ее результатов истцом представлено не было. В дополнении к исковому заявлению от ** ** **** ссылка на проведенную прокуратурой проверку и ее результаты отсутствует. В обоснование своих требований в дополнении к исковому заявлению от ** ** **** (стр. 3) истец ссылается на справку ГКУ «Пономаревское лесничество» от ** ** ****, указывая, что согласно данной справки лесные полосы № расположенные в 1,5 км. западнее <адрес>, в которых в ** ** **** (дата обнаружения порубки: ** ** ****) АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» при выполнении подрядных работ по строительству высоковольтных линий для обеспечения электрической энергией объектов АО «Оренбургнефть» проведена вырубка 156 деревьев, относятся к полезащитным полосам. Названное доказательство в материалах дела отсутствует, к дополнениям не приложено, к материалам дела не приобщено и перед другими лицами, участвующими в деле, не раскрыто. Документы, подтверждающие обнаружение ** ** **** вырубки деревьев, содержащие сведения об идентификации и описании места обнаруженной ** ** **** вырубки деревьев, устанавливающие время вырубки деревьев, а также лиц, совершивших ее, истцом не представлены. Таким образом, факт нарушения, послужившего основанием для обращения с иском, истцом надлежащим образом не подтвержден. Истцом не представлены документы, устанавливающие (подтверждающие) статус территории (земельного участка), на которой была обнаружена порубка деревьев, и статус вырубленных деревьев. Доказательств того, что обнаруженная ** ** **** порубка деревьев, проведена на лесном участке, находящемся в муниципальной собственности, истцом не предоставлено.
Ответчик АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о судебном заседании. В отзыве указывает, что между заказчиком АО «Оренбургнефть» и подрядчиком АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» был заключен договор строительного подряда № от ** ** **** по проведению строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство ВЛ, КТП РИТС №». Работы производились на территории <адрес>, ориентировочно в районе обнаружения прокурором незаконной вырубки лесных насаждений. Выполнение подрядчиком работ, обусловленных договором, напрямую зависит от готовности строительной площадки, передаваемой ему заказчиком. В рассматриваемом деле подрядчик в установленном порядке получил от заказчика разрешение на производство работ. В процессе проведения работ по строительству высоковольтной линии возникла необходимость небольшой расчистки трассы от деревьев. В рамках параграфа 15 договора при подготовке строительной площадки, в обязанности заказчика в том числе, следующее: «В случае если для выполнения работ, предусмотренных Договором и техническим заданием, необходимо провести работы по вырубке леса, Подрядчик в счет цены договора выполняет данные работы. При этом оформление разрешительных документов на право вырубки леса в обязанности Подрядчика не входит» (пункт 15.6 Договора). Кроме того, согласно условиям договора, оформление и получение необходимых документов, разрешений и согласований соответствующих органов власти, в том числе, проекта освоения лесов и декларации, также входит в обязанности заказчика (п. 11.2 Договора). На требование подрядчика о предоставлении документов на вырубку лесонасаждений, заказчик что вопрос о согласовании вырубки решен с главой администрации Воздвиженского сельсовета МВИ, а подрядчику предоставил письмо №и от ** ** **** с визой главы администрации. Условия и правила согласования вырубки лесных насаждений заказчиком с органами местного правления подрядчику не известны. Подрядчик никак не связан с получением соответствующих разрешений и согласований с органами власти. В полномочия и обязанности Подрядчика входила только расчистка трассы для прохождения высоковольтной линии, при этом он добросовестно выполнил принятые на себя обязательства по договору и не мог получить соответствующие согласования самостоятельно, либо каким-то образом на заказчика. Согласно акту о приемке выполненных работ № от ** ** ****, оформленного в рамках договора, подрядчиком были запроцентованы работы по валке деревьев мягких пород в количестве 110 шт. Данные работы были согласованы заказчиком. Стоимость данных работ, оплаченная подрядчику согласно указанному акту, составила - 26 236 рублей 58 копеек. Материалы рассматриваемого дела не содержат информации, а также доказательств, подтверждающих какой-либо объем вырубленных лесных насаждений силами АО «ПНГЭМ», а также вырубленных деревьев. Кроме того в заключении Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по <адрес>№ от ** ** ****, имеющемся в материалах дела, значится, что согласно проверке было злено 156 деревьев. Не ясно, имеют ли 156 деревьев отношения к оформленным АО «ПНГЭМ» объемам вырубленных деревьев в количестве 110 шт. Согласно расчету ГКУ «Пономаревское лесничество» общая сумма ущерба составила - 174 639 рублей 24 копейки и количество деревьев отличается от количества, заявленного в исковом заявлении. В тексте искового заявления истец ссылается на обнаружение незаконной вырубки деревьев на землях Воздвиженского сельсовета <адрес> в полезащитной полосе в 1,5 км западнее <адрес>. При этом в материалах дела отсутствует расположения вырубленных деревьев. А также ничем не подтверждено, что именно в этом районе подрядчик производил строительные работы. Не подтвержден заявленный в иске ущерб в размере 380 837 рублей 71 копейка. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 100 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данные таксы и методика утверждены постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, действовавшим на момент причинения вреда, утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно п. 1 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более возмещается в 50-кратная стоимости древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев возмещается по стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Такая же ставка была предусмотрена п. 1 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Согласно ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -Лесной кодекс РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ч. 2 ст. 10 Лесного кодекса РФ).
Как следует из чч. 1 и 2 ст. 105 Лесного кодекса РФ, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение- сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 указанного Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих
функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом, исполнительной
власти.
Вырубка защитного леса является строго регламентируемой процедурой и осуществляется в соответствии с положениями лесного законодательства.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утверждены приказом Рослесхоза от ** ** ****№.
Из п. 10 указанных Правил следует, что проведение выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридическими и физическими лица, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется при уведомлении органа государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту вырубки деревьев на землях муниципального образования Воздвиженский сельсовет <адрес> (далее МО Воздвиженский сельсовет) в полезащитной полосе в 1,5 км. западнее <адрес>. В ходе проверки установлено, что вырубка деревьев произведена в ** ** **** (дата обнаружения порубки: ** ** ****) акционерным обществом «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» при выполнении подрядных работ по строительству высоковольтных линий для обеспечения электрической энергией объектов публичного акционерного общества «Оренбургнефть» (далее АО «Оренбургнефть»), которые проводились по договору подряда заключенного между указанными организациями.
Прокуратурой были отобраны объяснения МВИ – главы МО Воздвиженский сельсовет, МСН – зам. директора Бузулукского филиала АО ПНГМ,ААА – начальника цеха № добычи нефти и газа ПАО «Оренбургнефть».
Согласно заключению эксперта № от ** ** **** Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по <адрес> представленные на исследование спилы древесины в количестве 156 штук относятся к деревьям лиственных пород по роду береза – 153 объекта, роду тополь – 3 объекта. Исходя из состояния спилов древесины на момент осмотра: 11 деревьев породы береза были сухостойными, остальные – вегетирующими.
** ** **** в адрес генерального директора ПАО «Оренбургнефть» направлено представление прокуратуры <адрес> об устранении нарушений природоохранного и лесного законодательства, в котором потребовано устранить допущенные нарушения закона, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения к ответственности.
Из письма зам. генерального директора по капитальному строительству СВФ в адрес прокурора <адрес> от ** ** **** следует, что по результатам рассмотрения представления № от ** ** **** об устранении нарушений природоохранного и лесного законодательства и факту выявленных нарушений АО «Оренбургнефть» при строительств № на скважину №<адрес> проведено внутреннее служебное расследование, по результатам которого ответственные лица предупреждены о недопустимости подобных нарушений, также им вменено усиление контроля за подрядными организациями при производстве работ. Подрядным организациям указано на недопустимость допущения на нарушений природоохранного и лесного законодательства.
** ** **** между АО «Оренбургнефть» и АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» был заключен договор № на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому последний обязался выполнить работы по объекту «Строительство ВЛ, КТП РИТС №» в соответствии с проектной и рабочей документацией, техническим заданием и передать заказчику завершенный строительством объект, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Из п. 15.6 договора следует, что в случае, если для выполнения работ, предусмотренных договором и техническим заданием необходимо провести работы по вырубке леса, подрядчик в счет цены договора выполняет эти работы в соответствии с действующим законодательством РФ на основании договора аренды леечного участка, проекта освоения лесов и лесной декларации. При этом оформление разрешительных документов на право вырубки леса в обязанности подрядчика не входит.
АО «Оренбургнефть» выдало ** ** **** АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» разрешение № на производство работ на территории действующего объекта ПАО «Оренбургнефть» - строительство ВЛ-6 кВ и КТП к СКВ. №, №<адрес>.
Протоколом осмотра месте происшествия от ** ** **** установлено, что на участке местности размером 150*150 метров, расположенном на расстоянии 3,6 кв. западнее от <адрес>, и на расстоянии 250 метров северо-западнее от указателя 515 кв. <адрес> с северо-западной стороны произрастает защитная лесная полоса деревьев породы «береза». Произрастание деревьев в лесной полосе происходит в 10 рядов, перпендикулярно <адрес> в западном направлении от дороги, средняя высота произрастающих деревьев составляет 25 метров. На расстоянии 50 метров от начала лесозащитной полосы деревьев в западном направлении обнаружены пни от выпиленных деревьев, которые спилены на всю ширины лесозащитной полосы, расстояние от крайних пней по ширине лесозащитной полосы составляет 18,5 метров, расстояние от крайних пней по длине лесозащитной полосы составляет 32 метра. По центру площади спиленных деревьев лесозащитной полосы проходит линия электропередач, расстояния от столба линии электропередач до крайнего дерева составляет 9 м. Всего а данном участке спиленных деревьев обнаружено 89 пней, которые со слов специалиста УВМ являются пнями от деревьев породы «Береза». Обнаруженные пни замеряются и нумеруются, после чего с верхних частей пней осуществляется спил по всей площади пня, на обратной стороне которых краской черного цвета производится надписи с порядковым номером каждого пня, откуда был произведен спил. При замере пней установлены следующие размеры диаметров обнаруженных пней: в первом ряду расположенной с северной стороны лесозащитной полосы - № 1-32 см, № 2-10,2 см, № 3-35, № 4-35 см, № 5-32 см, № 6-24,5 см, № 7-36 см, № 8-35 см, № 9-25 см, № 10-35 см, № 11-21 см, № 12-40 см: № 13-29 см, № 14-23 см, № 15-30 см, № 16-28,5 см, № 17-29 см, № 18-20 см, № 19-22 см; во втором ряду лесозащитной полосы - № 20-19 см, № 21-25 см, № 22-23 см, № 24-19 см, № 25-15,5 см, № 26- 17,5 см, № 27-25 см; в третьем ряду - № 28-26 см, № 29-26 см, № 30-24 см, № 31-27 см; в четвертом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 32-21 см, № 33-25 см, № 34-32 см, № 35-24 см, № 36-28 см; в пятом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 37- 26 см, № 38-23,5 см, № 39-28 см, № 40-24 см, № 41-20,5 см; в шестом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 42-19 см, № 43-19 см, № 44-18 см, № 45-23 см, № 46-25 см, № 47- 25 см, № 48-23 см, № 49-19 см, № 50-23 см, № 51-26 см; в седьмом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 52-20 см, № 53-26 см, № 54-26 см, № 55-20 см, № 56-28 см; № 57-29 см, № 58-26 см; в восьмом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 59-21 см, № 60-17 см, № 61-17 см, № 62-27 см, № 63-28 см, № 64-18 см, № 65- 30 см, № 66-24 см, № 67-25 см, № 68-20 см, № 69-30 см: № 70-29 см; в девятом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 71-26 см, № 72-29 см, № 73-35 см, № 74-32 см, № 75-33 см, № 76-37 см, № 77-33 см; № 78-21 см, № 79-30 см, № 80-36 см, № 81-39 см, № 82-32 см, № 83-25 см, № 84-24 см; в десятом ряду спиленной лесозащитной полосы № 85-16 см, № 86-13 см, № 87-29 см, № 88-39 см, № 89-35 см. В присутствии чествующих лиц данные спилы изымаются. Со слов участвующего в осмотре УВМ деревья породы береза: 2,25,49,59,60,61,62,63,64,67,68,71,72,73,81,82,84 на момент рубки были сухостойными деревьями породы «береза», остальные деревья породы «береза» на момент рубки, были сырорастущие. С юго-западной стороны осматриваемой территории произрастает защитная лесная полоса деревьев породы «береза». Произрастание деревьев в лесной полосе происходит в 7 рядов, перпендикулярно <адрес> западном направлении от дороги, средняя высота произрастающих деревьев заставляет 25 метров. На расстоянии 40 метров от начала лесозащитной полосы деревьев в западном направлении обнаружены пни от выпиленных деревьев, которые спилены на всю ширины лесозащитной полосы, расстояние от крайних пней по ширине лесозащитной полосы составляет 18 метров, расстояние от крайних пней по длине лесозащитной полосы составляет 24 метра. По центру площади спиленных деревьев лесозащитной полосы проходит линия электропередач, расстояния от столба линии электропередач, до крайнего дерева оставляет 9 м. Всего на данном участке спиленных деревьев обнаружено 67 пней, которые со слов специалиста УВМ являются пнями от деревьев породы «Береза», за исключением пней под № 102,124,125, которые являются пнями от деревьев породы «тополь». Обнаруженные пни замеряются и нумеруются, после чего с верхних частей пней осуществляется спил по всей площади пня, на обратной стороне которых краской черного цвета, производится надписи с порядковым номером каждого пня, откуда был произведен спил. При замере пней установлены следующие размеры диаметров обнаруженных пней: в первом ряду расположенной с северной стороны лесозащитной полосы- № 90-33 см, № 91-36 см, № 92-26 см, № 93-30 см, № 94-22 см, № 95-27 см, № 96-28 см, № 97-26 см, № 98-35 см, № 99-36 см, № 100-25 см, № 101-17 см, № 102-32 см; во втором ряду спиленной лесозащитной полосе - № 103-22 см, № 104-22 см, № 105-46 см, № 106-29 см, № 107-16 см, № 108-25 см, № 109-24 см, № 110-23 см; в третьем ряду спиленной лесозащитной полосы - № 111-21 см, № 112-30 см, № 113-19 см, № 114-23 см, № 115-30 см; № 116-33 см, № 117-28 см; в четвёртом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 118-33 см, № 119-17 см, № 120-17 см, № 121-36 см, № 122-24 см; в пятом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 131-23 см, № 132-23 см, № 133-23 см, № 134-22,5 см; в шестом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 135-29 см, № 136-17 см, № 137-30 см, № 138-34 см, № 139-25 см, № 140-29 см, № 141-32 см, № 142-16 см, № 143-24 см, № 144-22 см, № 145-30 см; в седьмом ряду спиленной лесозащитной полосы - № 146-25 см, № 147-38 см, № 148-28 см, № 149-29 см, № 150-30 см, № 151-21 см, № 152-36 см, № 153-59 см, № 154-36 см, № 155-37 см, № 156-44 см. В присутствии участвующих лиц данные спилы изымаются. Со слов участвующего в осмотре УВМ деревья породы береза; № 139,140,141,142,143,145,152 на момент рубки были сухостойными Деревьями породы «береза», остальные деревья породы «береза» и «тополь» на момент рубки были сырорастущие.
Постановлением следователя СГ ОВД МВД России по <адрес> от ** ** **** в возбуждении уголовного дела по преступлению, предусмотренному ст.ст 285-286 УК РФ, в отношении ПАО «Оренбургнефть» в лице РГВ и АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» в лице МВБ отказано за отсутствием состава преступления.
Постановлением следователя Шарлыкского МСО СУ СК РФ по <адрес> от ** ** **** по сообщению о противоправных действиях главы администрации МО Воздвиженский сельсовет <адрес>МВИ в возбуждении уголовного дела по преступлению, предусмотренному ст.ст 285-286 УК РФ, отказано в связи с отсутствием состава преступления.
Из ответа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> от ** ** **** следует, что в силу ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельных - участков (без предоставления земельных участков и установления сервитута) выдается в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Полагают, что глава сельского поселения не вправе совершать распорядительные действия в отношении земельного участка, на который не зарегистрировано право муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Решением № Совета депутатов МО Воздвиженский сельсовет <адрес> от ** ** **** решено утвердить Лесной регламент о порядке вырубки зеленых насаждений на территории МО Воздвиженский сельсовет <адрес>, не входящих в земли государственного лестного фонда РФ.
Согласно п. 3.2 вышеуказанного Лесного регламента вырубка деревьев и кустарников на территории администрации МО Воздвиженский сельсовет производится только на основании разрешения. Разрешение на вырубку оформляется в виде постановления администрации МО Воздвиженский сельсовет.
Пунктом 3.7 Лесного регламента при получении разрешения на производство работ заявитель, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с настоящим положением обязан внести платежи за вырубку зеленых насаждений.
Из ответа Росреестра от ** ** **** следует, что по материал проверки № от ** ** **** по факту незаконной рубки исследуемые земельные участки на кадастровом учете не стоят по «Проекту территориального землеустройства Воздвиженского сельсовета <адрес>» от ** ** **** находятся в границах МО Воздвиженский сельсовет.
Согласно справке администрации МО <адрес> от ** ** **** строительство ВЛ-6кВ проводилось на территории земельного участка МО Воздвиженский сельсовет <адрес>.
Из справки МО Воздвиженский сельсовет <адрес> от ** ** **** следует, что вырубка лесополосы для строительства ВЛ-6 <адрес> проводилась на территории земельного участка МО Воздвиженский сельсовет <адрес>. Полевая защитная полоса предназначена для защиты земельных участков от эрозии.
Из письма администрации МО Воздвиженский сельсовет <адрес> в адрес заместителя генерального директора ПАО «Оренбургнефть» от ** ** **** следует, что постановление на вырубку лесополосы МО не выдавалось, договор на восстановление компенсационной стоимости с ПАО «Оренбургнефть» не заключался. В нарушение положения «Лесного регламента о порядке вырубки зеленых насаждений» на территории муниципального образования Воздвиженский сельсовет <адрес>, не входящих в земли государственного лесного фонда РФ», утвержденного Решением Совета депутатов МО № от ** ** **** В ** ** **** подрядной организацией АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» по договору с ПАО «Оренбургнефть» выполнены работы по вырубке лесополосы. Неоднократные обращения МО в адрес представителей. ПАО «Оренбургнефть» о необходимости надлежащего оформления разрешительных документов проигнорированы, нанесенный ущерб в размере 333 241,95 руб., до настоящего времени не возмещен.
Из сообщения ГКУ «Пономаревское лесничество» также следует, что полезащитные лесные полосы № и № расположены на неразграниченных землях государственной собственности в границах МО Воздвиженский сельсовет. Вырубка деревьев в указанных полосах производится согласно лесного регламента, утвержденного решением совета депутатов МО Воздвиженский сельсовет.
Постановлением администрации МО Воздвиженский сельсовет от ** ** ****№-п утвержден проект планировки и межевания территории для линейного объекта «Сбор нефти и газа со скважин №<адрес>» на территории МО Воздвиженский сельсовет.
Из письма администрации МО Воздвиженский сельсовет, подписанного главой сельсовета МВИ следует, что администрация МО Воздвиженский сельсовет не возражает против вырубки зеленых насаждений согласно утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории для реализации объекта «Сбор нефти и газа со скважин №<адрес>» при условии соблюдения необходимых процедур, оформления необходимых разрешительных документов заказчиком строительства, либо подрядной организацией, перед началом строительно-монтажных работ.
Из акта о приемке выполненных работ за ** ** **** следует, что ПАО «Оренбургнефть» приняло работы АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» по валке деревьев мягких пород с корня в количестве 110 деревьев.
Из расчетов размера ущерба, произведенного ГКУ «Пономаревское лесничество» ** ** **** следует, что сумма ущерба за незаконную рубку сырорастущих деревьев породы береза до степени прекращения роста составила 427685,32 рублей, сумма ущерба за незаконную рубку сухостойных деревьев породы береза составила 325,40 рублей, сумма ущерба за незаконную рубку сырорастущих деревьев породы тополь до степени прекращения роста составила 4 220,04 рублей а всего 432230,76 рублей.
Несмотря на принятие правоохранительными органами решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту незаконной порубки деревьев, в связи с отсутствием в действиях виновных лиц состава преступления, факт причинения ущерба лесному фонду в результате незаконной порубки деревьев работниками ответчика установлен и подтверждается протоколом осмотра места происшествия, расчетом размера ущерба, заключением эксперта и иными материалами дела.
Доводы ответчика о том, что определить границы лесного участка, где было выявлено лесонарушение, невозможно, так как лесоустройство на данном участке лесного фонда не производилось, фактически сводятся к несогласию с тем, что незаконная вырубка деревьев произведена работниками АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» на землях лесного фонда. Суд принимает в качестве объективного доказательства количества спиленных деревьев протокол осмотра месте происшествия от ** ** ****. В соответствии с ним все спилы пронумерованы, определен диаметр каждого спиленного дерева. Все спиленные деревья находились в лесополосе на территории МО Воздвиженский сельский совет <адрес> на одинаковом расстоянии от проведенной ЛЭП – в коридоре по 9 метров с каждой стороны. Довод ответчиков, что ими произведен между собой расчет за валку 110 деревьев, суд не принимает.
Истцом заявлено о взыскании ущерба в размере 380 839,71 рублей, что соответствует требованиями действующего законодательства.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В связи с этим причиненный в результате незаконной рубки ущерб подлежит взысканию с ответчика АО «Оренбургнефть» в бюджет муниципального образования МО <адрес>. Требования к АО «Поволжьенефтегазэлектромонтаж» удовлетворению не подлежат, поскольку в обязанности подрядчика не входило получение разрешений на рубку леса, решение данного вопроса согласно договору подряда было целиком возложено на заказчика АО «Оренбургнефть».
В силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, расходы по государственной пошлине в размере 7008,40 рублей подлежат отнесению на ответчика со взысканием в доход муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пономарёвского района <адрес>, действующего в интересах Администрации МО Воздвиженский сельский совет Пономарёвского района <адрес>, к акционерному обществу "Оренбургнефть" о взыскании денежной суммы за вырубку деревьев – удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества "Оренбургнефть" в доход бюджета муниципального образования <адрес> 380 839,71 рублей за вырубку деревьев на территории МО Воздвиженский сельсовет <адрес>.
Взыскать с акционерного общества "Оренбургнефть" расходы по оплате госпошлины в размере 7008,40 рублей в местный бюджет <адрес>.
Исковые требования прокурора Пономарёвского района <адрес>, действующего в интересах Администрации МО Воздвиженский сельский совет Пономарёвского района <адрес>, к акционерному обществу "Поволжьенефтегазэлектромонтаж" о взыскании денежной суммы за вырубку деревьев – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Соломина
Решение вынесено в окончательной форме 13 марта 2020 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2[1]-120/2020, УИД: 56RS0008-01-2019-002973-74, находящегося в производстве Бузулукского районного суда.